Мы решили написать эту статью для предпринимателей, которые выводят бизнес в онлайн и хотят лучше знать, что и за какие деньги способен предложить им рынок веб-разработки. Но также нам захотелось понять, с кем работают и как зарабатывают студии, непохожие на те, которые мы видим в первой десятке отраслевых рейтингов. Студии, в качестве главного своего продукта и преимущества заявляющие быстро сделанные, бюджетные сайты — в статье мы называем такой продукт «сайтом за 10 тысяч», что является нижней границей, но не потолком. Выяснилось, что рынок этот большой и живой, со своим подходом к делу и ценообразованием.
Можно было догадаться, что такие студии, как правило, маленькие и не работают с крупными клиентами. Мы считаем себя тоже относительно небольшой командой и тоже заинтересованы в работе с малым и средним бизнесом, но стоимость наших работ в разы и разы отличается от сайтов «под ключ с индивидуальным дизайном за 10 тысяч рублей». Что же это, профанация? Демпинг ради подрыва доверия к студиям, разрабатывающим проекты за совсем другие деньги (это для категории людей с вопросами в духе «почему так дорого? даже эти из XYX берут дешевле, а племянник вообще за так сделает»)? Или ещё какая теория заговора? Давайте разбираться.
Концепт стыда и совести нам знаком, так что о сайтах за 500 рублей мы в статье не говорим.
Статью оказалось гораздо проще писать благодаря помощи технического директора студии Синапс Анатолия Полицына, разработчика студии Bisarts Ильи Березина, владельца студии PandaStyle Андрея Озерова и пиву.
Клиент веб-студии — кто он и чего ждёт от своего сайта
Вспомним фразу Билла Гейтса: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то он вылетит из бизнеса» (If your business is not on the Internet, then your business will be out of business) — она сидит у нас уже вот где, но всё ещё работает. К решению сделать сайт предприниматель часто подходит с уже работающим в офлайне бизнесом. Он имеет некоторую клиентуру, которую мог найти среди знакомых, через объявления на авито, соцсети или маркетплейсы — они работали какое-то время, но отдали всё, что можно, и теперь только ограничивают. Такой бизнес априори (сверх)малый или средний, и его владельцу нужно, чтобы сайт хотя бы просто был.
Но «просто был» — это утрированно сказано, конечно. Например, есть пиво, к которому есть разные, но определённые запросы. Кроме утоления жажды, оно помогает скоротать вечер, поддержать активный разговор в баре или гостях. Есть и более специфические потребители, которые ждут от пива интересных хмельных ноток, красиво оформленной этикетки или просто того, что причастность к такому пиву зачислит их в элитные потребители штучного товара. Взгляды предпринимателя на свой сайт могут быть такими же, но будь он простым или с наворотами, сайт всегда для чего-то нужен.
Типы сайтов
- Одностраничный сайт-визитка — нужен для самопрезентации, если его владелец работает на себя или развивает личный бренд (что почти одно и то же).
- Лендинг — он как сайт-визитка, только продаёт конкретный товар или услугу, а на одну страницу должны приходиться пара кнопок, ведущих к покупке или к тому, чтобы подтолкнуть пользователя оставить свои контакты и стать лидом.
- Многостраничный сайт — на случай, если о товаре или услуге на одной странице не расскажешь.
- Корпоративный сайт — многостраничник с информацией о компании, иногда с личным кабинетом для всех её сотрудников.
- Блог — нужен для контент-маркетинга и часто бывает отдельным сайтом какой-то компании, через который они освещают свой продукт (например, рассказывая истории тех, кому он помог).
- Сайт-каталог — сайт с товарами, отсортированными по категориям. Купить возможности нет, но сделать выбор и оставить контакт — вполне.
- Интернет-магазин — сайт-каталог, только уже с возможностью покупки и другим обвесом в виде всяких бонусных программ.
- Онлайн-сервис — в классификации ADCI это всё что угодно, что заменяет тебе офлайновые занятия в разбеге от чтения газет до поездки в авиа-кассу за билетами и экономит время.
- Сайт СМИ — информирует людей на разные темы и, увы, не всегда объективно.
Что клиент веб-студии хочет получить с помощью своего сайта
- Донести людям о своём деле подробно и красиво.
- Освоить ранее недоступные территории, на которых обитают его возможные клиенты.
- Автоматизировать рутину через интеграции со вспомогательными сервисами.
- Заработать деньги, деньги и ещё раз деньги. Мы в этом только ради денег.
Заработок денег в онлайн-бизнесе начинается с вопроса, сколько их придётся отдать за создание сайта в случае, если предприниматель не делает его сам, в конструкторе или по туториалам. Начиная разбираться, он сталкивается с разными по стоимости предложениями — эту многополярность мы условно назовём проблемой сайта за миллион и сайта за 10 тысяч. Очевидно, перечень услуг и результаты будут отличаться. Давайте уже к этому и перейдём.
Но сначала вспомним, что не так давно была введена классификация студий разработки: «конвейеры» и «бутики». Первые за небольшие деньги делают много и всем подряд, всё строго стандартизировано. Вторые за огромные деньги делают мало и только крупным клиентам, некоторые из которых могут себе позволить работать без строгого ТЗ, ставить гипотезы и отказываться от них. В основном, мы говорим о первых.